«То, что Душанбе будет расти вверх, — это неизбежность… Строить высотные дома надо, но без фанатизма: продуманно и осторожно, с использованием передовых научно-экспериментальных антисейсмических разработок». Эти слова архитектор Владимир Афанасьев произнес на съезде Союза архитекторов Таджикистана в далеком 1962 году.
ШЁЛ 1961 год - самый разгул поисков и шатаний, охвативших архитектурное сообщество Таджикистана после известного постановления партии и правительства "об излишествах". Тогда оно так же решительно повернуло сознание наших зодчих влево, как лет за двадцать до того развернуло его аналогичным постановлением в прямо противоположном направлении.
Всё, что создано архитекторами Таджикистана до 54-го года (в греко-таджикском стиле), было объявлено ложным классицизмом, проектировать теперь надо было как-то иначе – «по-современному» (как именно, никто не знал). Боевой дух конструктивизма тридцатых годов был отвергнут, западная архитектура плотно скрыта железным занавесом. Руководство Госстроя и Союза архитекторов Таджикской ССР того времени так прочно успело привязаться душой к античным колоннадам с азиатским орнаментом, что сходу отвергало все представленные современные проекты, и это привело к настоящему конфликту между молодым поколением архитекторов и их старшими товарищами. В этих условиях 17 апреля 1961 года был созван пятый внеочередной съезд архитекторов республики, через год, 22 июня 1962-го, состоялся шестой съезд архитекторов Таджикистана.
Обстановка в архитектурном сообществе Таджикистана понемногу менялась, но менялась не без помощи архитектора Владимира Афанасьева. На шестом съезде архитекторов республики он так сумел организовать голосование, что «ушло» всё прежнее руководство Союза. И хотя сам он в правление Союза архитекторов тоже не прошёл, всё оно заполнилось его "мальчишками" – молодыми архитекторами.
На съезде выступали много, долго и бестолково: ораторы мямлили что-то, похваливая одних и поругивая других, говорили о проблемах градостроительства, о помощи проектным организациям, но никто не говорил о самом главном: высотном строительстве. Слово предоставили архитектору Афанасьеву. Выдержав паузу, он сказал: «То, что Душанбе будет расти вверх, — это неизбежность. Строительство в столице зданий в 6, 8, 9 этажей в условиях дефицита земли, быстрого роста городского населения диктуется не только экономическими соображениями, но и жестокой необходимостью. А строить высотные дома надо, но без фанатизма: продуманно и осторожно, с использованием передовых научно-экспериментальных антисейсмических разработок». После такого громогласного заявления участники съезда как-то быстро согласились, что других альтернатив нет. И уже в 1968 году по проекту архитектора Афанасьева на проспекте им. В.И. Ленина (Рудаки) были построены первые четыре восьмиэтажные высотки, контрастно возвышающиеся над четырехэтажными домами. Маэстро Высоты, как называли архитектора Афанасьева друзья и товарищи, первым дал старт высотному строительству в Душанбе.
В материале использованы фотографии из Центрального государственного архива РТ и личные фотографии автора.
Эмомали Рахмон провел заседание Консультативного совета по улучшению инвестиционного климата
«Сангтуда-1» дивидендов не раздает: в ОАО разъяснили, куда идти за деньгами
Почему иранские мужчины признаются публично в любви, а таджики - нет?
В Таджикистане проверят легитимность работы продавцов авиабилетов
У сына президента Азербайджана обнаружен дом на Рублевке за 35 миллионов долларов
В Таджикистане запрещена продажа сим-карт детям до 16 лет
Посол России: Вооружённые силы Таджикистана дадут достойный отпор любым угрозам на границе, но и мы поможем
Таджикистан резко увеличил импорт предметов искусства и антиквариата
Путин сегодня обратится к парламенту: чего в России ждут от обращения
«Ориён Инвест» и «Узагротехсаноатхолдинг» будут производить тракторы
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста